Три способа ведения тона.
1. Византийский способ – локальный тон выводится в тенях. Света серые, нейтральные, тени активные. Пример: Джорджоне «Юдифь».
2. Ведение локального тона в светах. Принцип виноградной кисти. Пример: Рубенс «Снятие с креста».
3. Ведение локального в полутонах. Пример: Эль Греко «Апостол Петр и Павел». Веронезе «Оплакивание». С увеличением темного предмета – его надо немного высветлить, он будет казаться темным за счет большего количества темного. С увеличением белого – предмет надо брать темнее. При увеличении размеров картины надо увеличить интенсивность цвета.
Светоцвет и его влияние на цвет предмета.
Свет теплый – все теплые предметы в светах активны, в тенях нейтральны. А холодные, наоборот.
Свет холодный – теплые предметы в свету нейтральны, в тени активные, холодные наоборот.
Свет нейтральный – (серый день) оба предмета в светах активны, в тенях нейтральны.
4. Внутренний контраст. Это контраст внутри предметов. Пример: Эль Греко «Апостол Петр и Павел». Свет на складках у апостола Павла желтоватые, собственные тени фиолетовые, полутон красный, и вся одежда кажется красной. Это делается для усиления звучания светлого. Достигается путем протертой лессировки.
Точка покоя – место по тону, нейтрального по цвету. Это место, где отдыхает глаз. Если картина написана одинаково напряженными, яркими красками, то глаза от напряжения очень быстро устанут. Пример – Ван Дейк «Неверие Фомы».
При тональном сближении сред начинает работать цвет (если сближается светосила, начинает работать цветосила).
В природе нас поражают тени. С теней и надо писать!
Места касания второго основного плана с третьим выгоднее всегда делать темнее. Пример: Делакруа, «Резня в Хиосе».
В линейно – объемном рисунке свет светлее фона, тень темнее фона (три светосилы). Объединяющая линия – более активна.